Первая часть здесь
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Кайратовцы 80-х, привлекавшиеся в национальную, вторую, олимпийскую, молодёжную сборные Союза, в сильные московские и украинские клубы), появились не на пустом месте. К тому времени в Казахстане была создана стройная система взращивания резерва – ДЮСШ, спортивные интернаты с отделениями футбола, группы подготовки, дублирующие составы команд мастеров. Появилась и своя тренерская школа. Всё это подпитывалось весьма разветвленным детским футболом.
Достаточно вспомнить хотя бы «Кожаный мяч». В моём родном городке с населением в 30 тысяч человек первый такой турнир был проведён в начале 70-х, и уже тогда собрал более ста мальчишеских команд. То есть участвовала практически каждая улица нашего райцентра! Кроме того, постоянно проводились школьные чемпионаты – организованные и стихийные. Как только наступала весна, во дворе нашей школы начинались битвы «класс на класс». Сборные школ затем участвовали в городских, районных спартакиадах. Поскольку практически любой уважающий себя мальчишка умел обращаться с мячом, конкуренция за место в составе была очень серьезной.
Словом, детский футбол был поистине всеохватным явлением. Говорю об этом не только как свидетель, но и как непосредственный участник – а конкретно как игрок команды «Луч», выигравшей городской турнир «Кожаный мяч» в 72-м, и сборной Аральского района, которая в 74-м ездила на областную спартакиаду школьников. Через такие же турниры наверняка прошли мои ровесники – Масудов и Пехлеваниди, Волгин, Шох, Стукашов и другие, родившиеся в 1959-1960 годах. Будучи гораздо более талантливыми, они выросли впоследствии в настоящих звёзд.
СТАВКА НА СВОИ КАДРЫ
Восьмая, казахстанская, зона второй лиги первенства СССР представляла собой то же самое, что и нынешняя премьер-лига за вычетом «Кайрата». С той лишь разницей, что место современных легионеров тогда занимали «варяги» из других республик СССР.
Взять к примеру, кызылординский «Кайсар» (тогда еще «Мелиоратор»), история которого мне хорошо известна. До конца 70-х в нём доминировали приезжие футболисты, а знаменитый «полковник» Абыль Калымбетов был одним из немногих местных. Ситуация стала меняться в начале-середине 80-х, когда в основной состав попала группа доморощенной молодёжи: Кулумбетов, Есмуратов, Турмагамбетов, Когай, чуть позже Абуов, Абильдаев – фамилии, хорошо известные казахстанцам.
Эта поросль внесла важный вклад в достижение успехов, которые так и остались для кызылординской команды непревзойденными, – 4-е место в казахстанской зоне в 88-м, выход в 1/16 финала Кубка СССР, а затем и в буферную лигу.
Те воспитанники местного футбола, кто не попадал в «Кайсар», участвовали в чемпионатах области и республики среди коллективов физкультуры (их содержали предприятия и организации, а победитель первенства Казахской ССР получал путевку в 7-ю зону) – там и уровень конкуренции был приличный, и матчей, в том числе выездных, набиралось немало. Самые настойчивые из них всё-таки пробивались затем в команду мастеров. Примерно так же было и в других регионах республики.
СКИФ ДЛЯ ОБКАТКИ РЕЗЕРВА
К слову, в казахстанской зоне второй лиги одно время действовало правило, согласно которому в составе каждой команды на поле должен был находиться хотя бы один молодой футболист. Сегодня его назвали бы лимитчиком. Причем возрастной порог тогда был ниже – 18 лет.
Мало того, в турнире участвовала целая молодёжная команда (алма-атинский СКИФ, созданный на базе Казахского института физкультуры), которая пользовалась одной привилегией: даже заняв последнее место, она никуда не вылетала. В ней проходили обкатку молодые футболисты из всех областей республики – рубились с профессионалами, получали игровой опыт и, естественно, могли попасть на заметку тренерам команд мастеров, выйти на качественно иной уровень.
Не собираюсь спорить о том, насколько был оправдан такой подход. Дело в другом – в отношении тогдашней республиканской федерации к подготовке резерва.
КЛУБЫ НА ИЖДИВЕНИИ
В казахстанской зоне второй лиги, как и в вышестоящих дивизионах, не было футбольных клубов в сегодняшнем понимании этого слова. Зарплата игрокам начислялась и выплачивалась в бухгалтерии той организации, к которой приписали команду. Скажем, в Кызылорде в разное время это были областное управление связи, областное управление автомобильного транспорта, трест «Кызылордаводхоз». Соответственно, команда меняла своё название: «Орбита», «Автомобилист», «Мелиоратор». Помимо небольшого тренерского штаба и самих игроков, в ней числились только начальник (он выполнял примерно те же функции, что и нынешний директор клуба), администратор, врач. И всё! Причём должность начальника команды всегда занимали футбольные люди – Зайцев, Шершевский, Мынбаев, Стрелин, Цой, Калымбетов.
Конечно, появление в Казахстане, начиная с 90-х, профессиональных футбольных клубов вписывалось в общемировой тренд. Но они по сей день являются таковыми лишь формально, поскольку практически ничего не зарабатывают и занимаются лишь освоением бюджетных средств.
Иначе говоря, сегодня, как и в советские годы, профессиональный футбол в нашей республике остаётся на полном иждивении у государства. И какой тогда смысл в существовании нынешних клубов с их непомерно раздутыми штатами? Кстати, большинство их возглавляют люди, которые прежде были далеки от игры миллионов.
И ещё. Сегодняшняя инфраструктура казахстанского футбола на 70-80 процентов обязана своим появлением советскому времени. Именно тогда во всех более или менее крупных городах были построены стадионы, каждый из которых вмещал, как минимум, 10 тысяч зрителей. В Алматы и Караганде используемые сейчас домашние аренды команд мастеров появились в 1958-м, в остальных областных центрах – в течение следующих десяти-пятнадцати лет. А за четверть века независимости Казахстана построена лишь «Астана Арена»…