Для тех, кто пока не в курсе, для начала цитата из Ерлана Кожагапанова: «Я предостерегаю всех футболистов и тренеров от участия в откатных схемах с зарплатами и прочими вознаграждениями. У таких преступлений нет срока давности. В любой момент могут прийти за теми футболистами и тренерами, кто передает энную долю расхитителям казахстанского футбола. И неважно – казахстанец вы, балканец или африканец – доберутся до всех. И улетевших «лебедей» тоже достанут, поверьте. Все эти безумные траты госсредств на агентские и подъемные, исчисляемые десятками и сотнями тысяч долларов в рамках одной сделки, надо немедленно прекратить». Конец цитаты.
На первый взгляд, всё верно. Проклятых «расхитителей казахстанского футбола» нужно выводить на чистую воду. Непонятно, правда, причём тут футболисты – по сути, наёмные рабочие. Сказанное скорее касается футбольных агентов, в деятельности которых давно пора навести порядок.
– Буду только рада, если выяснится, что Федерация футбола Казахстана собирается бороться с откатами не на словах, а на деле, – говорит руководитель Ассоциации профессиональных футболистов Казахстана Айгерим САБРАЛИЕВА. – Но подобные заявления должны быть подкреплены огромной предварительной работой правоохранительных органов, начатой с подачи ФФК, сбором неопровержимых доказательств участия футболистов и тренеров в подобных схемах. Вы верите в то, что эта работа уже проведена? А обвинять футболистов бездоказательно мы не можем позволить никому.
– Подобными вещами скорее грешат иные «агенты», или посредники, как их теперь именует ФИФА…
– Да, Международная федерация футбола устранило понятие «футбольный агент». А кроме того обязало все федерации разработать собственный регламент по посредникам и причитающимся им суммам вознаграждения. В Регламенте ФИФА по услугам посредников установлено, что эта «сумма не должна превышать трёх процентов».
– Трёх процентов от чего?
– От общего дохода футболиста – то есть зарплаты, премиальных, единовременных выплат, подъемных, компенсаций за досрочный разрыв трудового договора, пособий по временной нетрудоспособности и так далее. Сюда не входят лишь выплаты на лечение травм.
– То есть это требование ФИФА носит обязательный характер?
– Рекомендательный. Всем национальным федерациям было предложено до 1 апреля 2015 года утвердить свои регламенты, то есть определять выплаты за услуги посредников в соответствии со своими условиями. В нашей федерации такой регламент появился с опозданием – лишь 10 октября прошлого года. И в нём указано, что максимальный размер вознаграждения, выплачиваемого игроком посреднику, не должен превышать 10 процентов. Если же выплату посреднику осуществляет клуб – то и вовсе 15 процентов.
– Интересно, какие проценты установлены в других странах?
– Разные. К примеру, в Бразилии и Турции – 3%, в Португалии – 5%, во Франции – 10%, а в Италии и вовсе ограничений нет. Но нельзя же нам сравнивать себя с Францией или Италией! Там большинство клубов самоокупаемы, а у нас почти все привязаны к местным акиматам, то есть, по сути, финансируются государством. Значит, и выплачиваемые посредникам деньги – это средства из наших с вами налогов.
– Если говорить о рачительном отношении к госсредствам, было бы логично сократить процент вознаграждения до минимума…
– Конечно! Мне вообще интересно, почему ФФК установила процент – 10-15? Cогласовывалась ли эта цифра с областными акиматами, которым предстоит расплачиваться по счетам нашими деньгами? И как при таком раскладе быть с озвученным тезисом, что «все эти безумные траты госсредств на агентские и подъемные, исчисляемые десятками и сотнями тысяч долларов в рамках одной сделки, надо немедленно прекратить»?
– Что же вы предлагаете?
– Во-первых, на ближайшей конференции ФФК внести изменения в этот регламент, снизив процент вознаграждения посредникам с 10-15 процентов до трёх. К тому же необходимо публиковать декларации и до 1 апреля обнародовать все провёденные посредниками операции с суммами на официальном сайте ФФК. Этого, к слову, требует и ФИФА!