Бифуркация (от лат. bifurcus – «раздвоенный»; bis – «дважды», furca – «вилы») – разделение, разветвление чего-либо в двух направлениях. Понятие, используемое в широком смысле для обозначения качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.Встреча на футбольном поле двух одноимённых команд из одного города, каждая из которых считает именно себя правопреемницей известного футбольного бренда – такой казавшийся маловероятным казус случился, и не с кем-нибудь, а с историческим флагманом казахстанского футбола.
Из толковых словарей
Весной 1998 года разгорелся скандал, началом коего было вхождение «Кайрата» в новую структуру Министерства обороны. Подобные процедуры раньше проходили безболезненно – такое случалось, том числе и в истории «Кайрата» (правда, в советское время). Но тут нашла коса на камень.
Предшественники, посчитавшие себя обиженными, задействовали всю мощь «четвёртой власти». «Произошёл беспрецедентный случай, – трубили СМИ. – Инфраструктура футбольного клуба «Кайрат» перешла в ведение МО РК, команда поставлена на баланс спорткомитета военного ведомства. Какая судьба уготована легендарному клубу? Кто за этим всем стоит?»
Эти события, срифмовавшись с очередным приказом министра обороны об увольнении и призыве на срочную службу, породили шутки в кулуарах: «Кайрат» попал под весенний призыв!»
РАСКОЛ И РАЗДВОЕНИЕ
Но вообще-то, шутейным дело никак не выглядело. Желание выступать под знаменем армейского спорта изъявила только одна половина прежнего «Кайрата». По другую сторону баррикады, уверенные в том, что уход под новую «крышу» является незаконным, оказались, среди прочих, экс-наставники команды Владимир Никитенко и Юрий Коньков и ряд игроков, включая Аскара Кожабергенова, Сергея Климова, Дмитрия Татьянина, Айдара Кумисбекова и других.
Дерби двух «Кайратов». Фото из архива автора
По факту, таким образом, получилось две команды, а заявиться в высшую лигу могла только одна. ФАРК включила «нейтралку», отделавшись дежурной фразой: «Это внутреннее дело клуба!» Слышать такое от легендарных кайратовцев было по меньшей мере странно, но в итоге в высшей лиге-98 выступал «Кайрат» СК МО РК (клуб спорткомитета Министерства обороны Республики Казахстан), или, как его называли, «Кайрат-ЦСКА» под руководством Вахида Масудова (тренер) и Виктора Каткова (начальник команды). Другой «Кайрат», обзаведясь аббревиатурой АОЗТ СОПФК (акционерное общество закрытого типа «Спортивно-оздоровительный профессиональный футбольный клуб «Кайрат»), отправился в первую лигу. Но в скором времени гражданские кайратовцы, получившие поддержку от известного бизнесмена Булата Абилова (откуда и неофициальное название команды – «Кайрат-Бутя»), добились повышения в классе, и пути антагонистов пересеклись.
СУПЕРДЕРБИ – ИГРА ДВУХ «КАЙРАТОВ»
Именно такими заголовками летом 99-го пестрили страницы газет, анонсировавших невероятное: очный поединок двух алматинских клубов с одним названием.
Пытаясь не допустить открытой войны между «Кайратами», футбольное руководство республики приняло решение сделать армейцев базовым клубом олимпийской сборной, ведомой Владимиром Фомичёвым. То была пора молодёжного ЧМ-99 и отбора на Игры-2000, и идея заключалась в том, что Фомичёв, лучший тренер Азии в октябре 1998 года, будет тренировать и «Кайрат-ЦСКА», футболисты получат запись в военном билете о прохождении срочной службы, а сборная будет вне опалы – всё чин по чину!
Меж тем, календарь чемпионата Казахстана-99 оказался чуть ли не под грифом «совершенно секретно». Организаторы не хотели раньше времени озвучивать дату межкайратовской дуэли во избежание лишнего ажиотажа, мотивируя это началом борьбы за чистоту отечественного футбола и намерением избежать кривотолков типа «календарь составлен под такой-то конкретный клуб». Но, как ни старались, сохранить в тайне время проведения алматинского дерби не удалось – 16 июня 1999 года.
КАКОЙ «КАЙРАТ» ПОДЛИННЕЕ?
СК МО РК «Кайрат» – АОЗТ СОПФК «Кайрат», «клуб профессора бизнеса Булата Абилова против клуба генерала Новикова», – писала пресса накануне битвы команд, градус амбиций руководителей которых достигал точки кипения.
Антураж у события был соответствующий. Перед игрой состоялось шоу с выступлением артистов казахстанской эстрады, а в перерыве – представление эротик-балета. Шесть тысяч зрителей, пришедшие в тот вечер на Центральный стадион, разделились на два лагеря. Болельщики спорили до хрипоты: «Кто сегодня выиграет, тот и есть настоящий «Кайрат»!»
Прошедший под аккомпанемент дождя матч завершился минимальным выигрышем «Кайрата-ЦСКА», единственный гол на 16-й минуте провёл Дмитрий Бяков.
Всего же в истории двух «Кайратов» состоялось четыре официальных матча в высшем дивизионе (см. таблицу). В трёх из четырёх перевес был на стороне гражданских кайратовцев.
Так какой же «Кайрат» считать настоящим?
РАЗУМ ВСЁ-ТАКИ ПОБЕДИЛ
За два года многие смирились с параллельным существованием двух версий «Кайрата». И всё же разум восторжествовал!
Накануне первого четвертьфинального матча Кубка обладателей кубков Азии между «Кайратом» и иранским «Эстеглалом» 1 марта 2001 года в бар-клубе «Третий тайм» в присутствии представителей 17 футбольных клубов, прибывших на жеребьёвку Кубка Казахстана, заместитель акима Алматы Кайрат Букенов сообщил об объединении «Кайрата». Объявление было встречено бурей аплодисментов. Так вернулся единый «Кайрат», чуть позднее отметивший окончание периода «бифуркации» завоеванием Кубка страны.
«Клонирование» негативно отразилось на летописи алматинского клуба, особенно в зарубежных интернет-изданиях, которые к общей истории команды в сезоне-1998 ошибочно приписывают итоги выступления в чемпионате и Кубке армейского «Кайрата», а в сезоне-1999 – результаты «Кайрата» гражданского. Что есть абсурд, так как на тот момент функционировало два разных коллектива.
…Когда-нибудь мы, может быть, узнаем истинные причины раскола великой команды. Но сегодня важно и очевидно одно: история «Кайрата» – единое целое. В самом клубе сегодня эпоху раскола справедливо считают смутным временем. Радует одно – продлилось оно недолго.
Продолжение следует