1. Заманбек НУРКАДИЛОВ (1992–1994)
Если в соседней России в начале 90-х развернулась нешуточная битва за портфель главы футбола между экс-президентом Федерации футбола СССР Вячеславом Колосковым и президентом Всероссийского футбольного союза Анзором Кавазашвили, то у нас был совершенно иной расклад.
Влиятельный в общественных и деловых кругах Заманбек Нуркадилов (известный ещё и как муж популярной певицы Макпал Жунусовой), возглавлявший республиканскую федерацию с конца перестроечных 80-х, с молчаливого согласия футбольного бомонда Казахстана пролонгировал свои полномочия и на суверенный период. Организация стала называться ФАРК (Футбольная ассоциация Республики Казахстан).
В пятницу, 6 марта 1992 года Заманбек Калабаевич подписал исторический документ «О проведении 1-го чемпионата Республики Казахстан по футболу». При нём национальная сборная Казахстана выиграла первый трофей – Кубок Центральной Азии в 1992 году.
При Нуркадилове исполком ФАРК насчитывал 33 человека. Причём все – люди футбольные. Тем страннее, что когда назрел вопрос о континентальной принадлежности нашего футбола (АФК или УЕФА) большинство смалодушничало. Именно во время президента ФАРК Нуркадилова был сделан выбор в пользу Жёлтого континента, который был одобрен большинством членов исполкома. После чего наш футбол надолго увяз в азиатском болоте.
В начале 1994 года Заманбек Нуркадилов оставил пост футбольного функционера, а 12 ноября 2005 года был обнаружен мёртвым в собственном доме.
2. Тимур СЕГИЗБАЕВ (1994–1996)
Появление на посту президента чисто футбольного человека, полузащитника «Кайрата» 60-х, автора знаменитого дубля в ворота «Спартака» в Лужниках было принято на ура.
Тимуру Санжаровичу выпала историческая миссия. 15 июня 1994 года в Чикаго он представлял Казахстан на Конгрессе ФИФА, когда наш футбол принимали в эту организацию.
При Сегизбаеве наши команды дебютировали в азиатских клубных турнирах. Особых успехов, впрочем, там не снискав. К примеру, «Елимай», в 94-м и 95-м годах дважды становившийся чемпионом Казахстана, был морально раздавлен безапелляционным решением АФК засчитать ему поражение в матче Кубка азиатских чемпионов с саудовским клубом «Аль-Насср» за... отказ соперника выйти на поле в ответном матче в Семипалатинске.
Сей казус катализировал процесс отставки легендарного футболиста с поста президента. Доброжелательный и либеральный характер Тимура Санжаровича оказался на руку его оппонентам.
Отметим, что при Сегизбаеве олимпийская сборная страны под руководством Сергея Гороховодацкого выиграла первый этап азиатской олимпийской квалификации в 1995 году.
3. Куралбек ОРДАБАЕВ (1996–2000)
В феврале 1996 года на внеочередной конференции ФАРК произошла рокировка. Президентом стал Куралбек Ордабаев, знаменитый голкипер «Кайрата» 70-х, а его предшественник Тимур Сегизбаев занял должность генерального секретаря.
Многие надеялись на перемены. Однако первый гол в ворота экс-вратаря влетел уже в дебюте его пребывания в новой должности. Летом 1996 года национальная сборная Казахстана с треском провалила отборочный этап Кубка Азии. Команды одна за другой стали исчезать с футбольной карты Казахстана. В 1997 году на старт 6-го чемпионата Казахстана вышло всего 14 коллективов (в предыдущем сезоне 19), а финишировало и вовсе 13.
Кресло под Ордабаевым начало пошатываться, в кулуарах ему пророчили скорую отставку. Но, благодаря успешному выступлению сборной Казахстана под руководством Серика Бердалина в отборочной компании ЧМ-98 (наша команда пробилась в финальный этап азиатской квалификации), Ордабаев удержался на плаву.
Тем не менее, скандалы в казахстанском футболе продолжались – кубковый демарш «Елимая» в ноябре 96-го, раздел «Кайрата» на две части, армейскую и гражданскую, весной 98-го…
Ещё одной палочкой-выручалочкой для президента ФАРК Ордабаева стал выход молодёжной сборной Казахстана на ЧМ-99 в Нигерию под руководством Владимира Фомичёва. Летом 99-го фактически та же команда выиграла первый этап азиатской олимпийской квалификации, что вновь позволило непотопляемому президенту отвести на некоторое время угрозу посягательств на его место.
Всерьёз о его отставке вновь заговорили в межсезонье-1999/2000, когда казахстанским футболом активно заинтересовался 38-летний генерал-майор КНБ Рахат Алиев (на тот момент зять Президента страны Нурсултана Назарбаева). Но Куралбек Ордабаев и его команда заручились поддержкой ФИФА, и вновь экс-голкиперу удалось сохранить свои ворота (кресло) в неприкосновенности.
Внеочередная конференция, которая состоялась 2 марта 2000 года в спорткомплексе «Достык» в Алматы напоминала постановочный фарс. Один из делегатов выступил в поддержку действующего президента ФАРК с такой фразой: «Голосуя за Куралбека Досжановича, мы голосуем за будущее нашего футбола!»
Знаменитый вратарь, которому многие бомбардиры Союза не могли забить гол даже с пенальти, в тот момент не совладал с эмоциями и на глазах многочисленной публики разрыдался: «Вы понимаете, что я не могу без футбола?!» Растроганные делегаты конференции практически единогласно проголосовали за Ордабаева. Всего через полгода те же люди столь же единогласно проголосуют против...
В плюс Ордабаеву можно поставить тот факт, что при нём была предпринята первая, хотя и робкая, попытка перехода в УЕФА. В декабре 1996 года исполком УЕФА в Барселоне рассмотрел просьбу казахстанцев о переходе из АФК в УЕФА. Решение консервативных европейцев было однозначным – отклонить ходатайство ФАРК. Тогдашнему руководству футболом эта задача была не по силам. Да и, называя вещи своими именами, не особенно оно в Европу и стремилось.
Продолжение следует.