На этой неделе исполком Федерации футбола Казахстана принял единогласное решение обязать клубы премьер-лиги с 2018 года взять на содержание футзальные и женские профессиональные команды. Таким образом, ФФК пытается решить годами копившиеся проблемы казахстанского футзала и женского футбола одним махом. С одной стороны, благое дело делают господа, с другой – большой вопрос, как оно будет воплощаться в жизнь технически, и кто собственно за это будет платить? По закону сохранения масс, если где-то прибыло, значит, точно у кого-то убыло. Этим «у кого-то» вполне возможно станет наш большой футбол.
ВНИМАНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, РЕШЕНИЕ
Казахстанский футзал, конечно, заслуживает гораздо большего внимания со стороны государства, чем сейчас. После того, как снялся с чемпионата карагандинский «Астана-Тулпар» – второй по ранжиру клуб страны и, возможно, первый в плане подготовки доморощенных игроков – в Казахстане осталось всего четыре профессиональные команды футзалистов. Это «Кайрат» (Алматы), «Инжу» (Актобе), «Ушкын-Искра» (Астана) и «Аят» (Рудный).
Четыре клуба в чемпионате – это, мягко говоря, нонсенс. А если учесть размер пропасти в классе и организации футзального дела между «Кайратом» и другими коллективами, завтрашний день турнира выглядит туманным. С другой стороны, «Кайрат» за последние несколько лет дважды выиграл Кубок УЕФА по футзалу, а национальная сборная Казахстана в феврале на радость всем нам завоевала бронзу в дебютном для себя чемпионате Европы. На этой неделе казахстанский футзал вновь заставил говорить о себе, когда сборная пробилась в финальную часть чемпионата мира-2016, не оставив камня на камне от сборной Польши.
Понятно волнение руководителей ФФК, Ассоциации футзала Казахстана, МФК «Кайрат» за будущее чемпионата страны и в целом за развитие всего казахстанского футзала. Однако решение прикрепить футзальные команды и женские коллективы к клубам КПЛ ставит под удар перспективы развития собственно футбола.
ТЕХНИКА И ТАКТИКА
То, что футзал и женский футбол необходимо развивать – тезис бесспорный. Однако самое простое – это проголосовать за прикрепление этих видов спорта (футзал уж точно совершенно другой вид спорта) к командам премьер-лиги без какой-либо ответственности за решение. Ведь о каком-либо механизме воплощения идеи в жизнь решение исполкома не сообщает.
Всё это весьма напоминает недавнее народное голосование по выбору главного тренера сборной Казахстана по футболу. Интересная в целом идея узнать мнение болельщиков, превратилась в фарс на стадии претворения в жизнь. Согласитесь, поинтересоваться мнением болельщиков на этот счёт одно, а переложить на них ответственность за будущий результат это совсем другое. Кстати, имя главного тренера до сих пор не объявлено.
Вот и исполком федерации пока не предложил алгоритма внедрения своего решения, заставив болельщиков всерьёз волноваться уже за судьбу большого футбола.
Наполеоновское «главное ввязаться в драку, а там посмотрим» выглядит смело и дерзко. Но не в этой ситуации. К тому же воплощать в жизнь решение нынешнего исполкома, возможно, придётся совершенно другой команде. Как известно, учреждение футзальных и женских клубов при клубах КПЛ носит рекомендательный характер с 2017-го года и обязательный – с 2018-го. В 2018 году вероятно будут избраны новый президент и новые члены исполкома. И это снимает сегодня с них всякую ответственность.
ГРУЗИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Небольшой свет на то, как ФФК планирует воплощать свою идею в жизнь пролил глава ПФЛК (Профессиональная футбольная лига Казахстана).
«ПФЛК придерживается той позиции, что вопросами развития футзала и женского футбола должна заниматься, в первую очередь, Федерация футбола Казахстана. В ближайшее время будет сформирована рабочая группа под руководством президента ФФК, которая будет прорабатывать вопросы дальнейшего развития футзала и женского футбола с руководителями регионов. При этом речь будет вестись о выделении дополнительных средств именно на данные направления, чтобы они не ложились грузом на бюджеты футбольных клубов». Олжас АБРАЕВ
ПФЛК – организация, которая по своей сути обязана защищать интересы казахстанских профессиональных клубов. Не зря Абраев подчеркнул, что планируется выделение дополнительных средств на данные направления. Однако на деле всё может произойти совершенно иначе.
Представим себе, что в структуру условного «Тараза» вошли отделения (команды) футзала и женского футбола. Как будут распределяться финансовые потоки? Кто будет отвечать за результаты, президент всего клуба? И тогда это уже будет не футбольный клуб, а футбольно-футзальный или просто спортивный клуб?
Даже если на эти направления будут выделены дополнительные средства из государственной казны, то они все равно с учетом прикрепления должны оседать, что называется, в одном клубном кармане. И с учётом непростого финансового положения страны найти дополнительные сотни миллионов тенге на самом деле трудная задача. Реальнее эти деньги забрать у футбола и перераспределить в пользу футзала и женского футбола.
О ЖЕНСКОМ ФУТБОЛЕ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Теперь о женщинах. Если мужской футбол назвать многострадальным язык не повернётся (учитывая средства, вращающиеся в нём), то к женскому футболу это прилагательное подходит как нельзя лучше. Не имея реальных успехов на уровне сборных, женский футбол не блещет и на клубном уровне. Впрочем, с футзалом параллели провести можно.
Центром женского футбола страны является Шымкент, который представляют сразу две команды в высшей лиге – «БИИК-Казыгурт» (основная команда) и БИИК-СДЮСШ №7 (фарм-клуб) (в футзале – Алматы). Другие участники чемпионата классом гораздо ниже «БИИКа-Казыгурта». Это ЖФК «Астана» (вместо «Кокше», Кокшетау), ОДЮСШ №2 (Актобе) и «СШВСМ-Барыс» (Алматы).
То есть географию женского футбола, также как и футзальную, трудно назвать обширной. И в футзале, и в женском футболе большую роль играют люди, пришедшие в спорт из бизнеса.
Идея прикрепить женский футбол к мужским командам, кстати, далеко не нова. О ней постоянно говорила известный казахстанский специалист.
«Нужно прикрепление к клубам КПЛ, с помощью которого женский футбол будет развиваться по всей стране. Увеличится количество команд, а через небольшое время мы можем думать и говорить о качестве игры и так далее». Наталья ДОРОШЕВА, 2011 год.
В то же время Дорошева указывала и на перекос в распределении средств в пользу Шымкента, но это тема для другого разговора.
ВОЙНА КОРМИТ ВОЙНУ?
Руководители ФФК не раз заявляли, что хотят уменьшить финансовое участие государства в клубном футболе. Мол, клубам выделяются слишком большие деньги, приобретаются дорогостоящие легионеры и так далее. Но на деле сейчас федерация призывают к увеличению государственных субсидий на футзал и женский футбол.
В связи с этим вспоминается другое приписываемое Наполеону изречение – «война кормит войну».
Безусловно, развивать футзал и женский футбол необходимо. Футзал у нас очень любят. Скорее всего, полюбят и женский футбол. Без участия государства вряд ли это возможно, но очень не хотелось бы, чтобы проблемы одних решались за счёт других.